|
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ |
|
Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре.
|
9 мая 2020 года исполнится 75 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией, которая вероломно напала на нашу страну. Благодаря мужеству и героизму советских людей был спасен мир и сама человеческая цивилизация - только в СССР война унесла более 27 млн жизней. Память об этом великом подвиге не должна исчезнуть и не должна быть искажена. Вечная слава героям Великой Отечественной!
Несмотря на период самоизоляции, в нашем детском саду продолжается дистанционная работа воспитателей по формированию патриотических чувств у детей. В преддверии большого праздника дети рисовали рисунки, делали поделки, разучивали стихотворения о войне. 9 мая — это самый светлый и одновременно печальный праздник на свете! В этот день в глазах тысячи людей сияет радость, отражается гордость за великую победу, но и одновременно отражается грусть, скорбь и воспоминания о людях, погибших, в той страшной, кровавой войне. |
|
Юные чтецы в честь 75-летия Великой Победы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиорассказы о войне для детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентации о Великой Отечественной войне для дошкольников
|
|
|
|
|
|
Мультипликационные фильмы о событиях ВОВ |
Дети могут узнать о Великой Отечественной войне по-разному: прочитать в книгах, сходить в музей, расспросить дедушку-ветерана. Или посмотреть мультфильмы о войне |
- Солдатская сказка
История фронтовика Петра и жука-носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем. Странная компания, но что же делать, если именно жука подарил Петру маленький сынишка перед тем, как тот отправился воевать с фашистами. Жук, между прочим, оказался хорошим, надежным другом и даже однажды спас Петру жизнь.
|
- Солдатская лампа
Готовились как-то пионеры обычной школы ко Дню Победы. Каждый ученик принес в класс по одной вещи, связанной с событиями военных лет. Так в школе оказалась солдатская лампа, сделанная из простого патрона...
|
- Василек
Однажды Василек понимает, что не все люди вернулись с войны. Вот его дедушка, например, пропал, и никто не знает, что с ним случилось. Опечаленный, Василек пускается в путешествие на поиски пропавшего дедушки.
|
|
|
- Теплый Хлеб
Великая Отечественная Война принесла в Бережки беды и разрушения. В боях, на окраине села была ранена лошадь. Выздоровев, она помогла крестьянам с ремонтом старой мельницы, на которой, впервые за долгое время войны, смололи первый хлеб. Только Филька, во всем селе был почему-то недоволен. Его равнодушие и неблагодарность навлекла холод и вьюгу. Только осознав ошибку он изменил ход событий. Текст сказки Константина Паустовского «Теплый хлеб» читает народный артист СССР Константин Степанков.
|
О стратегии развития патриотического воспитания в РФ |
«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения
В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. Решению этой задачи способствует определенная система, сложившаяся в МБДОУ детский сад №15 «Теремок», которая отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения. |
Цель гражданско-патриотического воспитания в ДОУ:
посредством воспитания любви к Родине воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих достоинства других, обладающего чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу.
Основные задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- воспитание уважения к труду
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- формирование элементарных знаний о правах человека
- расширение представлений о городах России
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
|
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
I. Тепло родного очага Цель: формирование гражданского отношения к своей семье и себе через взаимодействие с родителями
II. Создаем и сохраняем традиции страны. Цель: формирование интереса к изучению историко-культурных корней, спортивных достижений, военных побед
III. Город, в котором мы живём. Цель: формирование гражданского отношения к родному городу. |
I. ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
|
в ДОУ реализуются следующие активные формы взаимодействия с детьми и родителями:
- Целевые прогулки к памятным местам города в сочетании с экскурсией по мини-музею детского сада.
- Экскурсия к мемориалу "Вечный огонь". Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками ВОВ.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали».
- Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родном крае, о выдающихся людях нашей страны,зо героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
- Участие родителей в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы», "Олимпиада" и др.
- Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
- Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
- «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
- Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
- Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
- Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
- Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
|
|
|
|
|
|
|
II. СОЗДАЕМ И СОХРАНЯЕМ ТРАДИЦИИ СТРАНЫ |
Данное направление включает в себя духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание, гражданско-правовое и культурно-патриотическое воспитание детей. Педагоги ДОУ активно используют события Великой Отечественной Войны, спортивные достижения, народные традиции, передаваемые через поколения, в качестве ярких примеров для воспитания патриотических чувств у дошкольников. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каждой группе создана развивающая среда по патриотическому воспитанию, оборудованы специальные уголки по ознакомлению детей с символикой родного государства, своего города. |
|
|
Наше учреждение неоднократно принимало участие в конкурсах по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, занимая призовые места.
|
III. ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ |
|
|
Город Котовск в самом сердце страны,
Зелень берёз и лазурь милой Цны,
И над тобою не властны года,
Город Котовск, ты рождён быть всегда!
(фрагмент из Гимна г. Котовска, слова текста Станислав Черняк, музыка Нона Прокофьева) |
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Мир ребенка – это семья, дом, улица, парк, куда он ходит гулять, ближайший лес, речка. Здесь формируются его представления о жизни, здесь он получает возможность осознать свою принадлежность большому миру. Любовь к Родине, прежде всего, начинается с умения видеть и понимать, казалось бы, самое простое. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Человек, родившийся в маленьком городе, не может не знать его истории. Любой край, город неповторим. Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми. Наряду с этим детям необходимо прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, трудовой подвиг. Детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали; развить интерес к своему городу – задача всех педагогов, работающих в детском саду, поэтому творческим коллективом ДОУ была создана
Программа гражданско-патриотического воспитания «Город, в котором я живу». Это самостоятельный авторский курс для реализации в детском саду. Предлагаемая программа – один из путей совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду, в частности ознакомления старших дошкольников с родным городом.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
|
Презентация "По страницам города Котовска" |
Презентация "Памятные места города Котовска" |
Фильм "История города Котовска" |
Презентация "Герои в названиях улиц города Котовска - Александр Яковлевич Пархоменко" |
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Гаврилова" |
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Кирова" |
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Котовского" |
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Посконкина" |
Викторина "Знатоки Котовска" (Фото с мероприятия, Презентация к викторине) |
Сценарий развлечения "К нам в гости пришли неваляшки" |
|
|
|
|
|