ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ

 

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре.

9 мая 2020 года исполнится 75 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией, которая вероломно напала на нашу страну. Благодаря мужеству и героизму советских людей был спасен мир и сама человеческая цивилизация - только в СССР война унесла более 27 млн жизней. Память об этом великом подвиге не должна исчезнуть и не должна быть искажена. Вечная слава героям Великой Отечественной!
Несмотря на период самоизоляции, в нашем детском саду продолжается дистанционная работа воспитателей по формированию патриотических чувств у детей. В преддверии большого праздника дети рисовали рисунки, делали поделки, разучивали стихотворения о войне. 9 мая — это самый светлый и одновременно печальный праздник на свете! В этот день в глазах тысячи людей сияет радость, отражается гордость за великую победу, но и одновременно отражается грусть, скорбь и воспоминания о людях, погибших, в той страшной, кровавой войне.

Юные чтецы в честь 75-летия Великой Победы
Аудиорассказы о войне для детей дошкольного возраста

Презентации о Великой Отечественной войне для дошкольников

Мультипликационные фильмы о событиях ВОВ
Дети могут узнать о Великой Отечественной войне по-разному: прочитать в книгах, сходить в музей, расспросить дедушку-ветерана. Или посмотреть мультфильмы о войне 
  • Солдатская сказка 
    История фронтовика Петра и жука-носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем. Странная компания, но что же делать, если именно жука подарил Петру маленький сынишка перед тем, как тот отправился воевать с фашистами. Жук, между прочим, оказался хорошим, надежным другом и даже однажды спас Петру жизнь. 
  • Солдатская лампа 
    Готовились как-то пионеры обычной школы ко Дню Победы. Каждый ученик принес в класс по одной вещи, связанной с событиями военных лет. Так в школе оказалась солдатская лампа, сделанная из простого патрона...
     
  • Василек 
    Однажды Василек понимает, что не все люди вернулись с войны. Вот его дедушка, например, пропал, и никто не знает, что с ним случилось. Опечаленный, Василек пускается в путешествие на поиски пропавшего дедушки.
  • Великая Отечественная 
    Этот удивительный мультфильм снял 9-летний мальчик! Поэтому в нем нет ни конъюнктуры, ни фальши, присущей взрослым. 

  • Партизанская снегурочка (1981
    Мультипликационный фильм о детях войны. Великая отечественная война. Суровая зима. Маленькая девочка несет в лес донесение партизанам.

  • Теплый Хлеб 
    Великая Отечественная Война принесла в Бережки беды и разрушения. В боях, на окраине села была ранена лошадь. Выздоровев, она помогла крестьянам с ремонтом старой мельницы, на которой, впервые за долгое время войны, смололи первый хлеб. Только Филька, во всем селе был почему-то недоволен. Его равнодушие и неблагодарность навлекла холод и вьюгу. Только осознав ошибку он изменил ход событий. Текст сказки Константина Паустовского «Теплый хлеб» читает народный артист СССР Константин Степанков.
О стратегии развития патриотического воспитания в РФ

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:

  • формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе,  селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается,  это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. Решению этой задачи способствует определенная система, сложившаяся в МБДОУ детский сад №15 «Теремок», которая  отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Цель гражданско-патриотического воспитания в ДОУ: посредством воспитания любви к Родине воспитывать патриотов России, граждан правового демократического  государства, уважающих достоинства других, обладающего чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу.

Основные задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитание уважения к труду
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • расширение представлений о городах России
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
  • формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
  • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

I. Тепло родного очага Цель: формирование гражданского отношения к своей семье и себе через взаимодействие с родителями

II. Создаем и сохраняем традиции страны. Цель: формирование интереса к изучению историко-культурных корней, спортивных достижений, военных побед

III. Город, в котором мы живём. Цель: формирование гражданского отношения к родному городу.

I. ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

в ДОУ реализуются следующие активные формы взаимодействия с детьми и родителями:

  1. Целевые прогулки к памятным местам города в сочетании с экскурсией по мини-музею детского сада.
  2. Экскурсия к мемориалу "Вечный огонь". Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками ВОВ.
  3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали».
  4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родном крае, о выдающихся людях нашей страны,зо героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
  5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
  6. Участие родителей в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы», "Олимпиада" и др.
  7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
  8. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
  9. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
  10. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
  11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
  12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
  13. Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
II. СОЗДАЕМ И СОХРАНЯЕМ ТРАДИЦИИ СТРАНЫ
Данное направление включает в себя духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание, гражданско-правовое и культурно-патриотическое воспитание детей. Педагоги ДОУ активно используют события Великой Отечественной Войны, спортивные достижения, народные традиции, передаваемые через поколения, в качестве ярких примеров для воспитания патриотических чувств у дошкольников.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В каждой группе создана развивающая среда по патриотическому воспитанию, оборудованы специальные уголки по ознакомлению детей с символикой родного государства, своего города.

Наше учреждение неоднократно принимало участие в конкурсах по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, занимая призовые места.

III. ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Город Котовск в самом сердце страны,
Зелень берёз и лазурь милой Цны,
И над тобою не властны года,
Город Котовск, ты рождён быть всегда!

(фрагмент из Гимна г. Котовска, слова текста Станислав Черняк, музыка Нона Прокофьева)

  Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Мир ребенка – это семья, дом, улица, парк, куда он ходит гулять, ближайший лес, речка. Здесь формируются его представления о жизни, здесь он получает возможность осознать свою принадлежность большому миру. Любовь к Родине, прежде всего, начинается с умения видеть и понимать, казалось бы, самое простое. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Человек, родившийся в маленьком городе, не может не знать его истории. Любой край, город неповторим.   Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми. Наряду с этим детям необходимо прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, трудовой подвиг. Детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали; развить интерес к своему городу – задача всех педагогов, работающих в детском саду, поэтому творческим коллективом ДОУ была создана Программа гражданско-патриотического воспитания «Город, в котором  я живу». Это самостоятельный авторский курс для реализации в детском саду. Предлагаемая программа – один из путей совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду, в частности ознакомления старших дошкольников с родным городом.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Презентация "По страницам города Котовска"
Презентация "Памятные места города Котовска"
Фильм "История города Котовска"
Презентация "Герои в названиях улиц города Котовска - Александр Яковлевич Пархоменко"
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Гаврилова"
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Кирова"
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Котовского"
Презентация "Улицы нашего города. Улица имени Посконкина"
Викторина "Знатоки Котовска" (Фото с мероприятия, Презентация к викторине)
Сценарий развлечения "К нам в гости пришли неваляшки"